okkomovies

Category:

Держи ритм: Вспоминаем фильмы с впечатляющими танцами

Скоро в Okko премьера «Суспирии», ремейка легендарного хоррора Дарио Ардженто. Мы писали о нем раньше и предупреждали, что кроме прочего в этом фильме вас ждет одна из самых впечатляющих танцевальных киносцен — танец смерти, как он есть.

В ожидании картины Луки Гауданьино вспоминаем другие эпизоды танцев и кино про танцы. Но! никаких мюзиклов.

Черный лебедь, реж. Д. Аронофски

Классический балет — это, конечно, отдельная тема для беседы: когда начинаешь рассказывать про него историю, танцем разговор не исчерпывается. Не исчерпывается танцами и «Черный лебедь» Даррена Аронофски, формально — психологический триллер про путь к главной партии «Лебединого озера» одной милой балерины, фактически — психотриллер про то, как человек истязает себя на любимой работе. А вообще-то — сборник любимых фетишей режиссера Даррена Аронофоски, где в гримерках и уборных балетного театра встречаются скромные и распутные балерины и обмениваются бельем. 

При этом Чайковский, конечно, здесь тоже есть и много, есть и центральная сольная партия из классического балета — правда, она здесь не столько выполняет кульминационную функцию, сколько превращает этот яркий, китчевый, отличный фильм в балаган: у артистки Портман колени выворачиваются в обратную сторону и вырастают крылья. 

Но крылья крыльями, а мало какие триллеры про эмоции на производстве так захватывают. 

Смотреть «Черного лебедя» 

Танец как искусство

Пина: Танец страсти, реж. В. Вендерс

Номинированный на «Оскар» документальный фильм про немецкую танцовщицу и хореографа режиссер Вим Вендерс начал снимать, когда его главная героиня Пина Бауш была еще жива. Завершался фильм уже после ее смерти. Причем концепция картины изменилась — Вендерса впечатлило, что дело Пины живо и ее постановки продолжают ставиться, а партии исполняться — и на неумирании танца он сделал особый акцент. 

Бауш всегда была близка кинематографу — ее постановки часто экранизировали, либо она сразу ставила представления с мыслью о будущих съемках (например, «Весна священная», фильм-балет 1978-го, или «Зоны контакта, дамы и господа за 65», снятый на основе ее спектакля). 

Сам фильм «Пина» для режиссера Вендерса выстраивается в один ряд не только с его документальными работами, но и с картиной «Молния над водой», в котором он запечатлел смерть Николаса Рэя. Там — это попытка заснять приход самой смерти, здесь — то, как продолжает жить искусство даже после ухода его создателя.

Смотреть «Пина: Танец страсти» 

Танцовщица, реж. С. ди Джусто

Дополненная вымышленными красивыми историями (типа декламации «Саломеи» с головой кролика в руках) биография танцовщицы Лои Фуллер — дебютный фильм. Но его режиссер не побоялась сделать картину излишне эмоциональной, построенной на контрастах, не чурающейся откровенно бульварного драматизма. 

В результате фильм об изобретательнице танца в стиле модерн получился ярким без меры и чувственным, как сама Фуллер. Играет ее, кстати, инди-музыкант Стефани Соколински, а роль ее романтического интереса и коллеги по цеху Айседоры Дункан досталась Лили-Роуз Депп, для которой этот фильм также стал дебютом. 

Смотреть «Танцовщицу»

Танцовщик, реж. С. Кантор

Еще одна документальная картина — на этот раз про 27-летнего танцора балета Сергея Полунина. 

Поначалу кажется, что это классическая документалка: хронологическая последовательность изложения, говорящие головы, нарезка из интервью и выступлений. Но постепенно, узнавая подробности истории его пути к успеху и нынешний взгляд на мир, мы понимаем, что на самом деле это история пути в никуда. В чем причины — в нищем херсонском детстве, сломанной личности, ранней славе (в 19 лет он стал главной звездой Лондонского Королевского балета) или в том, что он посторонний, как у Камю, мы не знаем. Но юный гений, получивший быстрое признание, разве может быть банально счастливым? 

Смотреть «Танцовщика»

Стриптиз как драма

Шоугелз, реж. П. Верховен

Переломный, провальный, великий (да, в этом тексте будет много прилагательных) фильм большого режиссера Пола Верховена с непростой судьбой. В 1995-м его пытались даже продавать как треш — безуспешно, на этот момент фильм не нравился никому. Сейчас же он, наконец, получил статус культового. 

Главная героиня — бывшая проститутка и стриптизерша Номи — получает, как ей кажется, большой шанс на взлет и устраивается в труппу танцевального шоу. Ее новая работа, как и прошлая, эксплуатирует сексуальность, — шоу имеет больше отношения к стриптизу, чем к классическому танцу. Но амбиции и битвы за первенство там разворачиваются нешуточные.

Номи воспринимает себя талантливой танцовщицей, но она, скорее, старательна. И несколько ключевых танцевальных сцен в ее исполнении завораживают не мастерством, а надрывом: когда она выступает на сцене среди дорогих дурновкусных декораций или когда исполняет приватный танец перед героем Кайла МакЛоклена. 

Супер Майк, реж. С. Содерберг / Супер Майк XXL, реж. Г. Джейкобс

В первой части производственной драмы про стриптизеров, где Стивен Содерберг выступил и режиссером, и оператором, за внимание зрителя танцы боролись с драмой, мелодрамой, томлениями и сомнениями. Вторая, где Содерберг оставил режиссерский пост и занялся только съемкой и монтажом, снята, очевидно, только для танцев. 

Никакая история здесь не перетягивает одеяло на себя, это чистой воды танцевальные перфомансы, объединенные общим сюжетом, но лишь для проформы. В первой части танцы были только на сцене — общий номер на военную тематику, сольный выход Ченнинга Татума в баскетбольной кепке, стыдливый дебют Алекса Петтифера под ''Like a Virgin. Во второй танцы перемешаются с действием и фильм превратится в мюзикл. Тут уже Татуму-Майку ничего не стоит, шлифуя стул в мебельной мастерской, начать танцевать, когда заиграет скрипучий трек "Pony" от Ginuwine. 

Смотреть «Супер Майк XXL» 

«Грязные танцы» и их последствия

Грязные танцы, реж. Э. Ардолино

Конечно, куда же без любимой всеми мелодрамы с Патриком Суэйзи, которую всерьез и в шутку процитировали все кому не лень, — как саму немудреную историю, так и финальный танец с той самой поддержкой. 

В сценарии положенную в основу стандартную историю про девочку из хорошей семьи и парня с непристойным образом жизни затмили репетиции и танцы. Благодаря этому фильм получился не сборником мелодраматических клише, а сосредоточился на каждодневном труде на пути к цели, пусть этот труд и разбавлен изрядной долей романтики. 

Смотреть «Грязные танцы» 

Мой парень — псих, реж. Д. О. Рассел

По сути, это «Грязные танцы» наоборот. В некотором роде романтическая комедия Дэвида О. Рассела в 2012 году набрала россыпь номинаций на «Оскар» и вывернула наизнанку ванильную историю Бэйби и Джонни. 

Здесь девочка-отличница превращается в немного безумную и очень говорливую Тиффани, хулиганистый танцор-плэйбой — в неудачника Пэта, бывшего учителя, который восемь месяцев просидел в психушке за то, что избил любовника жены. Тут есть и танцевальный конкурс. Но Пэт и Тиффани отлично знают, что танцуют плохо. Они старательно репетируют, конечно же, делают ту самую поддержку, но танец для них — не дело жизни, а средство общения. Им тяжело дается обычная беседа, все разговоры скатываются в истерику, в танце же есть шанс хоть немного понять друг друга — наконец-то молча.

Кстати, Лоуренс, как ни удивительно, недавно сыграла роль профессиональной балерины — в шпионской ретро-картине «Красный воробей».

Смотреть «Мой парень — псих» 

Шаг вперед / разные части и режиссеры

Еще один фильм, снятый по мотивам «Грязных танцев», еще одна работа главного голливудского танцора Ченнинга Татума. Но из развернувшейся на пять частей франшизы Татум быстро ушел. Постепенно из сценариев исчезло и подобие драматического накала, остались только красивые девочки и мальчики (что любопытно, в каждом новом фильме разные), которые хотят выиграть конкурс, а поэтому много и задорно танцуют.

Первый фильм был смесью всех клишированных сюжетных завязок из классических танцевальных мелодрам — богатая девочка и бедный мальчик, отличница и хулиган, всеобщие сомнения в его способности исправиться, а он очень даже способен — но только до тех пор, пока не видит рядом с девочкой других мальчиков. Ну и, конечно, снова та самая поддержка. Потому что работает!

Смотреть «Шаг вперед» 

Эпизоды и классика

Наполеон Динамит, реж. Дж. Хесс

Инди-комедия, названная как ботинки, снятая за три недели и ставшая почти легендарной, заканчивается безумной танц-сценой, которая отлично характеризует и сам фильм, и красноречиво говорит о лузерах и о языке танца. 

Забавно, что поначалу в сценарии даже не было этой сцены, и Джаред Хесс добавил ее, узнав, что исполнитель главной роли Джон Хидер обожает танцевать. На съемках Хидер импровизировал, не заготовив номер заранее. Причем было отснято три варианта танца, так как никто не был уверен, на какую песню удастся заполучить права. Хесс говорит, что трек Jamiroquai "Canned Heat" обошелся съемочной группе в половину всего бюджета. Когда сцену добавили в фильм, продюсеры настояли, чтобы картина именно ей и заканчивалась.

Смотреть «Наполеон Динамит»

Фокстрот, реж. С. Маоз

Антивоенная драма израильского режиссера не только называется как танец, но дважды использует танец для управления зрительским восприятием. 

Сначала — чтобы обрушить нас с вершин эмоционального накала. В первые секунды фильма родители узнают, что их сын погиб в армии. Драма накаляется, эмоции не ослабевают ни на секунду, мы ощущаем трагедию в каждом элементе кадра. Но в одно мгновение все обрывается — из душной комнаты, в которой провели с героями полчаса, мы внезапно переносимся на солнечную пустынную дорогу. Там юноша в военной форме жарко танцует с винтовкой под кассетную музыку (посмотрите).

Второй танец будет другим — он уже не станет швырять зрительское восприятие, а продолжит меланхолию смирения. Фокстрот — вроде характерный танец, но и его языком можно выражать разное. 

Смотреть «Фокстрот»

Посторонние, реж. Ж.-Л. Годар

Один из самых популярных фильмов мастера кино Годара, который он снял в 60-е, в свой первый и самый зрительский период. Экзистенциальная и криминальная история немножко про ménage à trois, немножко про ограбление. Здесь есть главное, что любит (ладно, любил в 60-е) Годар, — пистолет и девушка, а еще пробежка по Лувру и легендарный танец в кафе. Среди прочих, привет этому танцу шлет Хэл Хартли в «Простых людях».

Восемь с половиной, реж. Ф. Феллини

В великом фильме Феллини знаменитых танца два — тот, который процитировал Тарантино в «Криминальном чтиве», и, конечно, финальный хоровод двухсот актеров. Забавно, что знаменитая завершающая сцена не была изначальным замыслом режиссера, а была отснята по просьбам продюсеров —нужно было что-то для анонса картины. Но самого Феллини так впечатлил получившийся эпизод, что, по его мнению, этот парад теней-образов отражает не только идеи «8 с половиной», но и его собственного творчества.

Смотреть «8 с половиной»

Седьмая печать, реж. И. Бергман

Данс макабр, или пляска смерти, в финале бергмановской «Седьмой печати» — логичное завершение картины, действие которой разворачивается в Средневековье. Бергмановское видение вписывается в большую традицию изображения смерти, которая в буйном танце уводит за собой того, кого захочет.


Танцев в кино впечатляющие количество. Есть мнение, что если закончить даже плохой фильм танцующими героями, это спасет положение. 

Помимо тех, о которых рассказали, мы любим абсурдный и внезапный танец в фильме «Капли дождя на раскаленных скалах» Франсуа Озона, финальную танц-сцену во «Внутренней империи» Дэвида Линча и межклассовые пляски от Леонардо ДиКаприо и Кейт Уинслет в «Титанике». 

А какие танц-эпизоды любите вы? Только давайте без мюзиклов.

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →