okkomovies

Category:

10 лет в Берлине: Смотрим победителей прошлых фестивалей

Сегодня стартует Берлинале, один из трех главных мировых кинофестивалей. Для тех, кто не в немецкой столице, мы составили подборку фильмов, получавших наградных медведей за последние 10 лет. 

Смотрите большое кино, не отрываясь. 

2018

«Лицо», реж. М. Шумовска — Гран-при

Фильм про парня из небольшой польской деревни, который, участвуя в строительстве гигантской статуи Иисуса, получил серьезные повреждения, после чего ему сделали пересадку лица. «Лицо» основано на реальных событиях, но в качестве чего Шумовска их использует: как притчу, как сатиру или просто рассуждает о преходящем, — это вопрос, скорее, к зрителю.

Смотреть

«Остров собак», реж. У. Андерсон — Лучший режиссер 

Очередной (после «Мистера Фокса») кукольный мультфильм — теперь про японского мальчика, который отправляется на заброшенный остров, чтобы спасти своего пса. Для озвучания картины Андерсон использовал как голоса своей т.н. труппы с Биллом Мюрреем и Тильдой Суинтон, так и новичков типа Греты Гервиг и Йоко Оно.

Смотреть

«Довлатов», реж. А. Герман-мл. — Выдающиеся художественные достижения 

Алексей Герман-младший вместе с художником-постановщиком Еленой Окопной в своем фильме о нескольких днях из жизни Довлатова, Бродского и их друзей не стремились играть с жанрами или деконструировать эпоху, а постарались ее досконально воссоздать (за что Окопная и получила берлинский приз). Но и без обволакивающего киноязыка здесь не обошлось. Петербург окутан молочным туманом зимних белых ночей. В ночи Довлатову снится Сталин.

Смотреть

2017 

«О теле и душе», реж. И. Эньеди — Лучший фильм

Вручить Золотого медведя медитативной венгерской драме было важным и удивительным решением: когда весь мир кипел от политики и борьбы за права, лучшим Берлинское жюри выбрало самый аполитичный, самый несовременный фильм программы. Действие происходит на мясокомбинате. Там нелюдимая Мария и общительный Эндре проникаются друг к другу чувствами, но разговор у сложных людей складывается не всегда. Так, Марии и Эндре начинают сниться одинаковые сны. 

Смотреть

«По ту сторону надежды», реж. А. Каурисмяки — Лучший режиссер 

Это очередной — и поговаривают, что последний — фильм главного финского режиссера, в котором человек оказывается бессилен противостоять системе, но ему на помощь приходит целое сообщество. При всей актуальности «По ту сторону надежды» существует в мире ретро. Здесь ездят старые машинки, играет олдскульный рок, а суши и мобильный телефон могут появиться только ради комического эффекта. 

Смотреть

2016

«Море в огне», реж. Дж. Рози — Лучший фильм

Фильм большого документалиста Джанфранко Рози о беженцах на острове Лампедуза получил четыре приза фестиваля. Тому, что Золотого медведя взяла документалка, удивляться не стоит. Картины Рози никогда не были привычными а-ля телевизионными фильмами с хроникой и говорящими головами. Несмотря на саспенс, это поэтическое и созерцательное кино. 

Смотреть

«Коммуна», реж. Т. Винтерберг — Лучшая актриса

Действие фильма бывшего соратника Ларса фон Триера по «Догме» Винтерберга проходит в датские 70-е. Семья Эрика и Анны организует коммуну, но идиллия совместной жизни, конечно, же не продлится долго. Во многом схожая со шведским «Вместе» Лукаса Мудиссона, «Коммуна» куда злее и расчетливей. Но для тех, кто знаком с творчеством датчанина, это не может стать сюрпризом.

Смотреть

2015

«Такси», реж. Дж. Панахи — Лучший фильм

Иранский режиссер, выигрывающий главные мировые фестивали из-под запрета на профессию, уже издевался над властями, придумывая названия типа «Это не фильм». В «Такси» же все действие происходит в машине, когда сам Панахи сидит за рулем. Фильм, как всегда у него, балансирует между фикшном и нон-фикшном, диалоги доминируют, не всегда понятно, какой текст прописан заранее, а какой сказан в сердцах. По здравому разумению, конечно, прописаны все, но от этого «Такси» не становится менее живым.

Смотреть

«45 лет», реж. Э. Хэй — Лучшие актер и актриса

Психологическая драма, за которую исполнители главных ролей Шарлотта Рэмплинг и Том Кортни уверенно получили главные призы, рассказывает о супругах. Совсем скоро они отпразднуют годовщину свадьбы, те самые 45 лет, но спокойной подготовке к торжеству помешает известие о гибели некой Кати. Прошлое вторгнется в настоящее, и размеренное течение жизни перестанет быть таким уж размеренным.

Смотреть

2014

«Отрочество», реж. Р. Линклейтер — Лучший режиссер 

Эта картина, которая обязательно войдет во все учебники по кинематографу, принесла Линклейтеру «Золотой глобус» за лучший режиссуру и приз в Берлине, где состоялась премьера. Кино, запечатлевшее ход времени, происходит здесь и сейчас под взглядом камеры. Американец начал подобные эксперименты еще с «Под кайфом и в смятении», потом повторил опыт Трюффо, показав, как меняются люди и отношения через 10 и 20 лет, а затем пришел к такой — монументальной, но простой, как плывущие облака, — работе.

Смотреть

«Отель ’Гранд Будапешт’», реж. У. Андерсон — Гран-при

У Уэса Андерсона что не фильм, то зрительский восторг и большой приз. Если «Остров собак» — вещь спорная, то «Гранд Будапешт» — действительно грандиозная режиссерская работа. Уэс так старательно и изящно заворачивает время в кучу слоев, будто старается всех нас спасти от грядущего, но оказывается, что и в прошлом небезопасно. Сначала появляется главный герой мсье Густав, который сожалеет об ушедших временах («надо же, и он тоже», —думаем мы), а потом подступают зловещие зигзаги, и мы запоздало вспоминаем, что 30-е в Европе — не лучшее место (и время) для укрытия.

Смотреть

2012

«Цезарь должен умереть», реж. Братья Тавиани — Лучший фильм

Полудокументальная картина про полгода подготовки спектакля по Шекспиру в «Ребибии», тюрьме строгого режима. Самый большой вопрос — в чем проявляется эта самая полудокументальность: вроде бы доподлинно известно, что в кадре — настоящие заключенные (один из которых, освободившись, стал актером), но они так органично выглядят в кадре, с таким погружением в тему обсуждают стилистику и авторские мотивы, что для зрителя с концами теряется грань между авторским (шекспировским или братьев Тавиани) замыслом и реальностью итальянской тюрьмы.

Смотреть

«Барбара», реж. Кр. Петцольд — Лучший режиссер 

70-е, Берлинская стена, «Штази». Барбару переводят в захудалую провинциальную клинику и по ночам к ней домой наведываются с обысками. Но она так устала от жизни за стеной и так хочет воссоединиться с любовником, что ее эмоции скрыты за семью печатями, и даже симпатичному коллеге, любящему Рембрандта, до них не добраться. 

Смотреть

2011

«Развод Надера и Симин», реж. А. Фархади — Лучший фильм

Фильм, получивший не только три награды Берлинале, но и первый в истории иранского кино «Оскар». История пары, которая хочет эмигрировать, но преступление (и не только) мешает им это сделать. В плане жанра это чистой воды психотриллер, который, конечно же, идет под руку с драмой. Главного носителя режиссерских идей — девочку по имени Термех — играет дочь Фархади Сарина.

Смотреть

«Туринская лошадь», реж. Б. Тарр — Гран-при

Спорная, трехчасовая и завершающая творчество режиссера картина начинается с пролога, в котором Фридрих Ницше бросается обнимать избитую лошадь. Затем мы оставим философа сходить с ума без свидетелей и перенесемся вслед за лошадью и ее хозяином. Проживем с ними шесть дней и станем свидетелями апокалипсиса. Несмотря на признание в Берлине, многие считают картину Тарра слишком искусственной, но венгр никогда не был апологетом искренности. И эта черно-белая притча продолжает линию его творчества, насыщенного символами и библейскими мотивами.

Смотреть

2010

«Как я провел этим летом», реж. А. Попогребский — Выдающиеся художественные достижения

Северный Ледовитый океан, остров Аарчим. Молодой стажер Павел приезжает на полярную станцию помогать суровому начальнику Сергею. Но однажды, когда Сергей уйдет за рыбой, Павел не передаст ему важное сообщение, что приведет к трагическим последствиям. Психологический триллер Попогребского получил призы за лучшие актерские работы и за художественные достижения. Одним из таких достижений стала способность режиссера задействовать в качестве полноценного персонажа суровую арктическую природу, которая нагнетает саспенс куда продуктивней сценария. 

Смотреть

2009

«Молоко скорби», реж. Кл. Льоса — Лучший фильм

Фильм про девушку с необыкновенным именем Фауста, которая преодолевает свой страх перед жизнью и целым миром с помощью пения. Перуанская драма полна трагического символизма — название подразумевает и страх матери, которую изнасиловали, в результате чего на свет появилась главная героиня, и ужас целого народа перед лицом террора 80-х. 

Смотреть

«Гигант», реж. А. Биньес — Гран-при

Размеренное кино про работников супермаркета. Охранник, в чьи обязанности входит слежка за торговыми залами через камеры видеонаблюдения, влюбляется в уборщицу. Заговорить с ней он не решается, зато переносит наблюдение с работы в реальную жизнь. В прошлом году вышла еще одна производственная мелодрама про супермаркет — «Между рядами», но если в немецком фильме молл романтизировался и в нем можно было услышать море, то Биньес останавливает внимание на реальных деталях и реальных людях. 

Смотреть

2008

«Нефть», реж. П.Т. Андерсон — Лучший режиссер

Большой американский роман, написанный киноязыком (правда, и снятый по книжке), рассказывает про Дэниела Плейнвью, нефтедобытчика, который расширяет свой бизнес, скупая земли у бедняков, и не останавливается ни перед чем на пути к успеху или шире — к победе капитализма. 

Смотреть

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic