okkomovies

8 минут на прочтение

ЖЖ рекомендует
Категории:

Теневая сторона: фильмы о серийных убийцах, вышедшие в этом году

От «Ангела» до «Так сказал Чарли», от Дюпье до Акина, от Зака Эфрона до Ивана Макаревича.

Недавно в США осудили самого массового серийного убийцу в истории страны. Его зовут Самюэль Литтл, он признался в 93 преступлениях, 60 из которых подтвердила полиция. За остальными дело времени.

История человека, который убивал в течение пятидесяти лет, множество раз попадал под суд, но оставался практически безнаказанным будто придумана для триллера Дэвида Финчера или сериала HBO. Скорее всего, экранизация его убийственного пути не заставит себя долго ждать (книга об осужденном уже вышла из печати). Интерес к серийным убийцам у кинематографистов не ослабевает: в уходящем году появилось немало разножанрового кино про их жизни и преступления.

Вспоминаем любопытные примеры жанра и ждем, когда Финчер обратит внимание на хоть и пойманного, но не менее пугающего, чем Зодиак, персонажа.

Так сказал Чарли

Особое внимание в последнее время привлек к себе один из иконических убийц прошлого века — фанат Beatles, несостоявшийся музыкант и организатор секты Чарльз Мэнсон. Сразу два, каждый по-своему легендарных режиссера представили картины про его «Семью». Но если Квентин Тарантино в «Однажды в Голливуде» переписал историю и поменял жертв и убийц местами, то Мэри Харрон (режиссер «Американского психопата») посмотрела на Мэнсона глазами членов его секты.

Фильм «Так сказал Чарли» показывает события взглядом девушек, которые, следуя заветам Мэнсона, отказались от семей, имен, своего эго, чтобы пойти за кумиром и сделать все, что он скажет.

Еще Мэнсон появляется в сериале Дэвида Финчера «Охотник за разумом», и там его играет тот же австралийский актер, что и у Тарантино, — Деймон Хэрриман.

Смотреть

Ангел

В этом году до России дошел дебют аргентинского режиссера Луиса Ортеги. Продюсером картины выступили братья Альмодовар, и это многое говорит о результате.

История, позаимствованная из криминальной хроники, уходит в начало 70-х, когда Карлос, красивый юноша и виртуозный вор, знакомится с будущим напарником Рамоном. Вместе они займутся ограблениями более крупного масштаба. Вскоре Карлос совершит и первое убийство. Когда его арестуют, журналисты нарекут парня Ангелом смерти и не раз сравнят его внешность с Мэрилин Монро. Это сравнение звучит и в самом фильме, — ярком, полном красок и популярных песенок.

Рассказывая историю преступника, Ортега оставляет за кадром размышления о моральной стороне вопроса и показывает Карлито то как дерзкого бунтаря, то как непризнанного художника. Что, впрочем, не избавляет его от ответственности.

Смотреть

Красивый плохой злой

Еще одно широко известное дело о привлекательном убийце превратил в кино документалист Джо Берлингер. Он рассказал историю Теда Банди, героя первого в истории публичного судебного процесса, который освещался на телевидении. Но фильм этот не про сми, а про самого убийцу, его жену и зрителей.

Во время суда Банди отказался от услуг адвоката, защищал себя сам, что помогло ему обернуть на свою сторону многих американцев. Так же поступают и авторы фильма, до последнего заставляющие нас симпатизировать герою Зака Эфрона, а после титров — думать о том, насколько это вообще законно, поддаваться под обаяние зла, пусть и экранного.

Смотреть

Золотая перчатка

Европейский фильм, разделивший публику, как часто бывает, на два лагеря. Он также основан на реальных событиях, события эти вновь произошли в 70-х. Снял картину немецкий режиссер Фатих Акин. Он рассказал историю Фрица Хонки, убийцы женщин, который, в отличие от вышеупомянутых Карлоса Пуча и Теда Банди, выглядел совсем не привлекательно. Акин гиперболизировал его внешний вид, загримировав молодого немецкого актера Йонаса Дасслера до неузнаваемости.

То, как приняли фильм критики, напоминает историю прошлогоднего «Дома, который построил Джек». Кто-то обвинил Акина в нарочитой демонстрации насилия, кто-то оценил погружение в глубины гнетущей атмосферы послевоенного Гамбурга. Своей отменной стилизацией картина вызывает не столько размышления о природе насилия, сколько об окраинах и гранях, до которых может дойти отдельный человек и человечество как таковое.

Смотреть

Русский бес

Фантазия Григория Константинопольского на тему «Американского психопата», «Бойцовского клуба» и произведений Федора Михайловича Достоевского. В сердце режиссера явно живы девяностые, поэтому духом лихих пропитан весь фильм, и сам Константинопольский от подобных трактовок не открещивается. Его Патрик Бейтмен носит имя Святослав Иванов и борется с одолевающими бесами. Когда справится с ними не выйдет (а еще коррумпированные власти запросят слишком большие взятки), он начнет убивать.

Смотреть

Оленья кожа

Истории серийных убийц часто несут за собой социальный месседж, но нечасто облачаются в абсурдистские одежды, как это делают фильмы Квентина Дюпье. Француз известен не только как режиссер, но и как музыкант, записывающий альбомы под псевдонимом Mr. Oizo. В его коротеньком фильме власть над человеком берет замшевая куртка, после чего он начинает убивать. Сатира на общество потребления, на современный авторский кинематограф, на кризис индивидуальности, — этот фильм можно смотреть как угодно. В том числе как картину о том, что и куртка из оленьей кожи может стать серийным убийцей. Мир сошел с ума.

Настоящий детектив

В этом году сериалы чаще показывали нам взгляд на преступления со стороны сыщиков, а не самих убийц или жертв. Еще в январе вышел долгожданный третий сезон «Настоящего детектива». Новая история, новый способ повествования, но не покидающее чувство узнавания: Ник Пиццолато, бессменный сценарист, сам срежиссировал несколько эпизодов и снова порассуждал на интересующего его темы: время, чувство вины, ошибки, которые никуда не уходят и остаются с нами — в отличие от памяти и близких.

В центре этого сезона расследование и двое напарников, которых развело в стороны кое-что непоправимое. Главное их дело касается не убийства, а исчезновения: и до последнего сыщики не знают, убиты пропавшие дети или похищены? Или просто сбежали? Зрители заранее готовятся к встрече с обновленной Каркозой. Детективам Хэйсу и Уэсту же приходится держать в голове личный опыт.

Смотреть

Автор: Алина Кузьо

Ошибка

В этом журнале запрещены анонимные комментарии

Картинка по умолчанию