okkomovies Golden Entry

Category:

Мечты, тюрьма, поиски папы

Зачем режиссеры отправляют своих героев в космос?

Фильмы про далекие галактики от «Космической одиссеи» до «Чужого», от «Гравитации» до «Интерстеллара», несмотря на антураж, в первую очередь говорят о земных проблемах. О том, что нам важнее всего здесь и сейчас и что обретает иное значение за пределами планеты — в замкнутом пространстве космического корабля.

Ко Дню космонавтики мы решили повнимательней рассмотреть несколько недавних и наиболее ярких фильмов про полеты прочь с Земли. 

К звездам

Астронавту Рою Макбрайту предстоит очередная миссия. Отправляется он в них регулярно, отчего от него даже ушла жена (Лив Тайлер). Но новое задание отличается от предыдущих: Рою нужно добраться до окрестностей Нептуна, откуда идут импульсы, угрожающие нашей планете. К их источнику может иметь отношение отец Роя — великий астронавт, который пропал много лет назад, выполняя миссию по поиску инопланетного разума.

Во всеобщей погоне за актуальностью особое очарование обретают картины, снятые в подчеркнуто классической манере, если угодно, с патриархальным взглядом на мир. Причина кроется среди прочего в том, что режиссера Джеймса Грея всегда в первую очередь интересовали персонажи-мужчины. Когда-то казалось, что он спец по эмигрантам (вспомните «Ярды» и «Любовников»), но после «Затерянного города Z», а теперь и «К звездам» стало понятно, что не только по ним.

Эмигрантский антураж близок Грею, но еще важнее для режиссера внутренние порывы, которые стоят за решением иммигрировать — буквально отправиться на край света. Что искал герой Чарли Ханнэма в «Затерянном городе Z»? Что забыл герой Брэда Питта в космосе? Потерянное детство, цель жизни, ее смысл. 

«К звездам» наследует «Космической одиссее»: манерой повествования, обезьянкой, в конце концов. Грей не бежит за новшествами и футуризмом ради футуризма. Для него вопросы, которые терзают людей, не меняются в зависимости от того, на Луне они или в Бруклине. Затерянный город Z есть на любой планете. Смотреть

Люси в небесах

Картина с прекрасным названием (вариант называть абсолютно все фильмы песнями группы The Beatles кажется вполне рабочим) с небольшими изменениями рассказывает реальную историю астронавтки Лизы Новак, осужденной в 2007 году.

Для Люси (Натали Портман) земная жизнь после возвращения из космической миссии кажется никчемной: блаженный муж, ремонт, обеды и ужины. Ничто не сравнится с бесконечностью в иллюминаторе и тряской в кабине космического корабля. Ей везет: идет набор кандидатов на новый полет. Но чрезмерная жажда отправиться в очередной вояж к звездам играет с Люси злую шутку.

Самое любопытное в фильме — это общение между бывалыми астронавтами, их встречи в боулинге — что-то типа слета ветеранов. Их опыт сродни военному — они переосмыслили былые ценности и заново привыкли жить обычной жизнью. 

Но Люси выделяется на фоне коллег чрезмерной инфантильностью. С другой стороны, ее героиня прекрасно иллюстрирует мысль о том, что у каждого есть свой предел. Иногда для человека просто слишком много. 

Обойдемся без спойлеров, но у фильма прекрасная концовка. То, что Люси нарушит закон и окажется в тюрьме, — не новость, для этого достаточно зайти в википедию или вспомнить историю ее реального прототипа. А вот то, чем она займется после тюрьмы, как заменит гул космического корабля в беспределье, — и правда неожиданно. Решение до смешного простое, но, если вдуматься, единственно верное. Смотреть

Высшее общество

«Роберт Паттинсон и Жюльет Бинош в космосе» звучало довольно завлекательно для зрителя. Но те, кто присматривался к имени режиссера, понимали, что ждать от фильма нужно совсем не того, что обычно сулит звездный состав в далеких галактиках. Клер Дени, известная в первую очередь картиной «Что ни день, то неприятности» про людей, которым для достижения оргазма нужно поедать партнера, — не самый зрительский режиссер. Но однозначно один из самых важных для авторского в целом и французского в частности. 

«Высшее общество» тоже про эротику и телесность. По сюжету группа приговоренных к смерти преступников выбирает между тюрьмой и опасной космической миссией в один конец второе. Их поведение на борту корабля регулирует доктор Дибс, женщина с жуткой историей в анамнезе, сыгранная Бинош. С первых кадров мы знаем, что почти вся команда умрет, на корабле останется только герой Паттинсона Монти и его новорожденная дочь. Откуда появилась девочка? И как им придется, когда она вырастет? 

Монти с детства учит ребенка слову табу, одинаково звучащему на русском и английском и важному и для жизни на Земле, и для смерти в космосе. В этом слове кроется ответ на вопрос о том, почему 80-летняя Дени решила выбрать такое место действия. Может быть, потому, что именно там человек наконец остается наедине с собой, и его истинные мотивы и желания выходят на свободу. А оттого именно там их сложнее всего обуздать.

Проксима

Космический фильм без фактического нахождения в космосе, зато максимально приближенный к реальности и, кстати, в паре эпизодов отдающий честь Валентине Терешковой.

Еще одна француженка в нашей короткой подборке, режиссер Алис Винокур, решила снять практически документальный фильм о тренировочных испытаниях космонавтов, для чего съемочная группа отправилась в Звездный городок и даже посмотрела на всамделишный запуске ракеты. Но выбор подобной фактуры глобально ничем не отличается от решения создать для фильма фантастическую или футуристическую реальность: наполнить Луну пиратами или подменить земные тюрьмы космическими. Для Винокур гораздо важнее дать прочувствовать терзания героини в реальных обстоятельствах. Ведь жизнь космонавта также полна бытовых проблем, трудностей и ограничений, как и любая другая. Но есть в ней страхи и терзания, которых другие жизни и другие работы лишены. Например, понимание, что по окончанию смены и возвращению на Землю всё будет иначе и все научатся жить без тебя. Это для космонавта — расплата за самореализацию. Смотреть

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic