okkomovies

okkomovies 8 минут на прочтение Золотой пост

ЖЖ рекомендует
Категория:

5 документальных фильмов о великих режиссерах

Как снять документальный фильм о великом режиссере и не заставить всех себя ненавидеть? Ведь твои таланты постановщика будут подспудно сравнивать с гением автора, о которым ты рассказываешь. 

Нашли пять документальных картин, каждая из которых снята в своей стилистике. Насколько кино про Линча похоже на кино Линча? О чем говорили Хичкок и Трюффо? Кто может снять об Аньес Варда лучше, чем Аньес Варда? Рассказывает Егор Беликов. 

16+

«Люмьеры!»

Удивительное кино о кино, возможно, лучшее из существующих. У этого проекта совершенно уникальный режиссер (и заодно автор закадрового текста) — Тьерри Фремо, директор Каннского фестиваля, один из самых влиятельных людей в мире кино. Кроме важнейшего смотра в мире он возглавляет Институт Люмьеров, который расположен в Лионе и занимается восстановлением и изучением творчества изобретателей кинематографа.

Фильм целиком собран из работ братьев Люмьер — в недлинной киноведческой документалке их успевают показать больше сотни. Дело в том, что ввиду конструктивных особенностей синематографа — первой кинокамеры — одна картина не могла длиться дольше 50 секунд. Фремо за полтора часа ловко и смешно доказывает, что кино стало новым видом искусства благодаря стараниям конкретно Луи Люмьера и его новаторства в области постановки. Проще говоря, Люмьеры были не просто изобретателями, технарями и бизнесменами, но гениальными режиссерами, и именно потому все так и завертелось. Луи сходу придумал ремейки, кинокомедии, триллеры, трюки, экспериментальное кино — словом, все, что сегодня нам давно знакомо, а на тот момент этим понятиям еще даже названий не придумали.

Кстати, музыка, использованная в фильме, — это сочинения композитора Камиля Сен-Санса, современника Люмьеров. То есть в альтернативной вселенной, где кино стало сразу звуковым, в первых фильмах могли бы звучать именно эти мелодии. 

Смотреть

«Варда глазами Аньес»

Последний фильм волшебницы Аньес Варда. Она ушла из жизни в 2019-м, но успела снять и показать фильм-завещание — вольную творческую автобиографию. Ей было 90 лет, и все это время «бабушка французской новой волны» не изменяла себе, что и зафиксировала в последней картине, стилизованной под лекцию для подрастающего поколения. Варда сидит на сцене и жизнерадостно рассказывает о себе и своих фильмах. Когда на вопрос, кто в зале видел ее шедевр «Клео от 5 до 7», поднимается мало рук, Аньес не расстраивается — ну хоть кто-то видел. Об околохудожественных перформансах, в одном из которых, к примеру, Варда разгуливает в костюме гигантского клубня.

Главное, что отражает картина «Варда глазами Аньес», — неуемное жизнелюбие великой женщины-режиссера, ее бесконечную увлеченность кино и искусством. Постановщица сняла последний фильм, чтобы доказать: и в этом возрасте, оглядываясь на весь пройденный путь, можно не расстраиваться по поводу несбывшегося, а просто посмеяться над собой. 

Смотреть

«Дэвид Линч: Жизнь в искусстве»

В неожиданном разрезе фильм «Дэвид Линч: Жизнь в искусстве» показывает нам одного из американских классиков. В большей степени авторы этого дока фокусируются не на линчевском кино, а на его жутковатых картинах, где в каждой отдельной детали — смерть, ад, страшные лица и апокалиптические знамения. Данные полотна, по идее, могли бы дать нам ключ к пониманию его фильмов, которые славятся своей загадочностью, необъяснимостью с точки зрения законов действительности и логики.

Впрочем, не стоит надеяться, что после дока «Жизнь в искусстве» вы вдруг резко поймете (а то и полюбите) Линча, если раньше его не понимали. Авторы намеренно стилизовали картину о режиссере под его же работы. Линч подолгу сидит в клубах сигаретного дыма, рассказывает о детских воспоминаниях и кошмарах, но так, чтобы из этих рассказов нельзя было сделать никаких конкретных выводов. В чем-то авторам действительно удается добиться того же эффекта, что вызывают любые фильмы, срежиссированные Дэвидом: «Жизнь в искусстве» погружает в состояние блаженной дремы, которая, согласно Линчу, и помогает ему творить. 

Смотреть

«Однажды… Тарантино»

По большей части необязательный док о классике кинопостмодерна, который тем не менее нескучно смотреть. Кажется, примерно любой фильм, имеющий хоть какое-то отношение к Квентину Тарантино, обречен на то, чтобы оказаться увлекательным.

Режиссер Тара Вуд пересказывает в «Однажды… Тарантино» биографию Квентина с самых основ, когда он, как всем известно, работал в видеопрокате, и до «Однажды в… Голливуде», — со всеми байками и прибаутками, лирическими отступлениями и необходимым, но ненавязчивым анализом нескольких его картин. Многие дают для фильма интервью: как продюсеры, с которыми он работал, так и артисты — от Тима Рота до Джейми Фокса. Лишь сам Тарантино не появляется в фильме о себе любимом — только мелькает на видео со съемочных площадок. 

Находка Вуд — увлекательные, в комиксном стиле анимационные вставки, где для нас реконструируют сцены из жизни режиссера, свидетелями которых мы не можем стать, потому что их не сняли на камеру. Например, воссоздается сцена упоительной утренней попойки прямо в декорациях — так Вуд доказывает, что на съемочной площадке у Тарантино всегда семейная атмосфера. 

Смотреть

«Хичкок/Трюффо»

В центре повествования — интервью, которое несколько дней кряду брал в 1962 году молодой автор, один из главных деятелей французской новой волны Франсуа Трюффо («400 ударов») у ветерана саспенса Альфреда Хичкока. Этот разговор вошел в историю кино, поскольку по книге, изданной по его мотивам, впоследствии учились многие постановщики. Дэвид Финчер, Уэс Андерсон, Питер Богданович, Пол Шредер — все они делятся впечатлениями об издании, которое когда-то изменило их жизнь. 

Но у того интервью был и другой подтекст. В 1960-е годы еще не всем было очевидно, что Хичкок — настоящий автор и кинохудожник, ведь его картины имели кассовый успех и были любимы публикой. Хотя к тому моменту он уже снял почти все свои фильмы, включая «Психо» и «Головокружение». Разговор с Трюффо подтвердил, что Хич с невиданной тщательностью продумывает каждый кадр, каждую сцену в своих работах и уже хотя бы поэтому заслуживает места в вечности. Всю эту подоплеку обстоятельно исследуют в документальном фильме «Хичкок/Трюффо», предназначенном для тех, кто только пытается разложить у себя в голове по полочкам историю кино. В общем, скорее, для начинающих, а не для продолжающих.

Смотреть

Ошибка

В этом журнале запрещены анонимные комментарии

Картинка по умолчанию