okkomovies

Categories:

Хит Берлинского фестиваля призывает «Удалить историю» — интернет-поиска и личных неудач

На Strelka Film Festival by Okko показали один из главных хитов Берлинского фестиваля этого года — лауреата «Серебряного медведя», французскую комедию «Удалить историю» Бенуа Делепена и Гюстава Керверна, трагикомичное кино о локальной попытке противостоять напору цифровой современности.

18+

Крайний север Франции: одинаковые дома, одинаковые жизни. У каждого, впрочем, свои странности и слабости. Бертран (Дени Подалидес) никак не может повесить трубку телефона: в ней воркует голос некой Миранды с Маврикия, сладостно убеждающей его купить новую стиралку, вафельницу и веранду — и всё в кредит. Кристина (Коринна Мазьеро) из-за пристрастия к запойному просмотру сериалов осталась без надежной работы на атомной электростанции и теперь зарабатывает на жизнь развозом в такси-сервисе — вот только никто из клиентов не ставит ей больше единицы. Мария (Бланш Гарден) из домохозяйки при муже и ребенке после развода превратилась в безработную одиночку, которой, чтобы платить по ипотеке, приходится выставить на eBay единственную, да и то сломанную, кровать. А тут еще студент, с которым она занялась сексом, заснял всё на телефон и теперь шантажирует на 10 тысяч евро.

Всей троице за сорок. Времена, когда они в желтых жилетах бастовали в центре своего крошечного городка в знак солидарности с трудовым народом Франции, давно остались в прошлом. Но ни возраст, ни несчастья в личной жизни, ни ошибки двадцатилетней давности, ни даже зависимость от давно ушедших из эфира «Карточного домика» и «Доктора Хауса» в своих нынешних проблемах не обвинишь. И друзья-соседи объединяются в борьбе с повседневным злом, которое назойливо насаждается им с утра до вечера с экранов смартфонов. 

От цифровой реальности не спрятаться, ни скрыться, но можно ли бросить ей вызов? 

Бенуа Делепен и Гюстав Керверн почти во всех своих фильмах, от «Луизы, нанимающей киллера» до «Сент-Амура», черпают вдохновение преимущественно в реалиях жизни севера Франции — в тех привычках, пейзажах и обветренных, простоватых лицах, над которыми вся остальная страна предпочитает потешаться. 

В этих краях нет ни Эйфелевой башни и богатой истории, ни знаменитых виноделен или южного гламура — лишь быт, обыденность, рутина, столь плотно стоящая в воздухе, что, кажется, вот-вот заскрипит на зубах. Ну и смешной прононс — главный источник юмора для французов из более благообразных регионов. Но там, где приезжий режиссер увидит комедию невежественной провинциальности, Делепен и Керверн снимают кино о том, что обычно остается за кадром: так, в «Удалить историю» минута экранного времени уходит на обсуждение тарифов медстраховки. 

Тем неожиданнее «Удалить историю» обретает универсальность — когда почти фантастическим усилием воли персонажи вырываются за пределы своей глубинки. Эта универсальность и принесла комедии, не столько едкой, сколько горькой, «Серебряного медведя» и статус одного из главных хитов февральского Берлинале. 

Удивляться, впрочем, ни к чему — Делепен с Керверном не могут не замечать, как трансформировала даже самую глухую провинцию глобальная цифровизация. Неслучайно в кадре появится и Мишель Уэльбек, этот певец тотального современного разочарования от литературы. Но есть, к счастью, и выход — и он, по Делепену и Керверну, заключается не столько в расставании со смартфонами, но в том, чтобы вовремя высмеять всё более настойчиво окружающий нас абсурд. Именно это они своим кино и делают.

Автор: Денис Рузаев

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic