okkomovies

Categories:

«Ширли»: Элизабет Мосс в раздрае

Импрессионистский триллер о девушке, попавшей в сети любимой писательницы Стивена Кинга. 18+

На Strelka Film Festival by Okko показали «Ширли», новую и самую амбициозную картину одной из главных надежд американского независимого кино Джозефин Деккер, которая взялась за портрет Ширли Джексон, матери современной хоррор-литературы и любимой писательницы Стивена Кинга.

1948 год. В доме писательницы Ширли Джексон (звезда «Рассказа служанки» Элизабет Мосс) на кампусе университета Беннингтон гремит вечеринка, и ее муж, известный критик и профессор литературы Беннингтона Стэнли Хайман (Майкл Штулбарг), с грациозностью и обаянием светского льва лавирует между многочисленными гостями. Сама Ширли, впрочем, из-за приступа агорафобии не может встать с дивана, как и отделаться от назойливых разговоров: ее страшный рассказ «Лотерея» недавно напечатали в The New Yorker. Более того, он произвел фурор. Тем хуже для нее: от глупых вопросов и пустых мнений невозможно спрятаться.

Именно в эту накаляющуюся с каждой минутой атмосферу входит, широко распахнув глаза молодая пара: Фред (Логан Лерман) должен стать новым ассистентом Хаймана в колледже, его жена Роуз (Одесса Янг) планирует там же учиться. По приглашению Стэнли они проживут ближайшие несколько месяцев у них дома вместе с Ширли. Та встречает новых жильцов сдобренной алкоголем истерикой. Не то чтобы дальше будет легче: хозяева окажутся не только блестящими интеллектуалами и (особенно в случае самой Джексон) гениями, но и мастерскими манипуляторами. Так что вскоре воля Фреда будет полностью подавлена самыми изощренными унижениями Стэнли, а Роуз будет вынуждена отложить студенческие амбиции и превратиться в посудомойку, уборщицу, кухарку, сиделку, козла отпущения для нестабильной, много пьющей, страдающей от психоматики Ширли.

И если бы только это: когда гнев Ширли сменяется на милость, Роуз выпадают также роли ее конфидантки, объекта ее желания и, в конце концов, героини. Джексон мучительно пишет свой первый роман. «Вешальщик» будет посвящен пропавшей без вести студентке колледжа, где работает Стэнли, и несмотря на наличие прототипа, реальной исчезнувшей девушки, Ширли будет проецировать на персонажа именно Роуз, ее черты, привычки и проблемы. Джозефин Деккер, то есть, выстраивает «Ширли» вокруг сразу нескольких динамических пар: муж и жена (сразу в двух вариациях), начальник и подчиненный, писатель и критик, но главной, самой интенсивной и многослойной здесь становится пара творца и ее музы. Что еще интереснее, отношения в каждом из этих дуэтов иначе, как токсичными, не назовешь.

До «Ширли» Джозефин Деккер обходилась очень скромными бюджетами и актерами-непрофессионалами, здесь она впервые работает с артистами-звездами, постановочным размахом, который дает сотрудничество с голливудскими студиями (и Мартин Скорсезе в качестве одного из продюсеров), и, что немаловажно, первым в карьере режиссера чужим сценарием. Этот сценарий, написанный Сарой Габбинс, совсем не плох: Габбинс находит способ через виртуозные диалоги показать одержимость ее героев-литераторов текстом, магией и тяжестью языка. Деккер, впрочем, удается нечто еще более выдающееся: она не дает персонажам «Ширли» во всем этом тексте утонуть.

В самом деле, сильнее всего этот фильм запоминается не харизмой и уникальностью персонажей (как обычно бывает в биографическом кино, жанре, к которому «Ширли», конечно, принадлежит), а стилем. Самым интересным из участников событий, то есть, оказывается не юная домохозяйка, и не взрослая литераторша, и уж, конечно, не их мужья, а собственно камера, скользящая по лицам, так чтобы выдавать бушующие за ними подавленные страсти, склонная к импрессионистским прыжкам из фокуса в расфокус, всегда готовая подыграть желаниям Декер показать на экране не только реальность героев, но и их внутренний мир, фантазии, сны. 

«Ширли» от первого до последнего кадра существует как будто на грани галлюцинации, и тем самым идеально передает драматизм жизни людей искусства, всегда разрывающихся между внешним миром и миром внутренним, между реальностью и вымыслом. Это тяжелая, но и экстатическая доля. А еще опасная для всех, кого зятягивает в орбиту настоящих творцов. 

Автор: Денис Рузаев

Смотрите в Okko коллекцию фильмов с прошедших фестивалей на «Стрелке»

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic