okkomovies

okkomovies 5 минут на прочтение

ЖЖ рекомендует
Категории:

Гоголь, Сталин, Мединский: «Нос, или Заговор "не таких"» — очень взрослый мультфильм о власти и иску

Кинокритик и блогер Okko Егор Беликов — о поразительном мультфильме Андрея Хржановского, открывшем 31-й «Кинотавр». 16+

Постковидный «Кинотавр» открылся, и начался фестиваль с ходу с одного из лучших российских фильмов года. На счастье режиссерам конкурсных картин, работа Андрея Хржановского на их потенциальные награды не претендует — постановщику-ветерану сразу выдали почетный приз. Молодым постановщикам и даже заслуженным, но еще вполне себе перспективным не угнаться за 80-летним Хржановским-старшим. Он шел к этой картине всю жизнь.

Обычно, когда так пишут или говорят, это такое художественное или вовсе льстивое преувеличение. Писатели, которые слишком много о себе мнят, тоже отвечают, что всю жизнь готовились к написанию своей новой книги. Но здесь весь опыт Хржановского виден на экране даже не профессионалу. Похожей анимации ни в России, ни во всем мире не делает попросту никто.

В случае этого фильма он экранизирует одновременно и повесть «Нос» Гоголя, и знаменитую оперу композитора Дмитрия Шостаковича по мотивам той повести, а затем сразу, без видимого перехода, и печально известную историю создания и постановки той оперы при Сталине. Все это Хржановский воплощает в лучших традициях русского авангарда, мастерски сочетая множество анимационных приемов и стилей — здесь можно обнаружить столько всего самого разного, что буквально каждый кадр, отделенный от остального фильма, претендует на звание предмета изобразительного искусства, выполненного в смешанной технике.

Режиссер даже не стесняется сочетать все это буйство идей и красок с живой съемкой. Метасюжет, собирающий всю вышеописанную фантасмагорию вместе, выглядит так: в одном из самолетов «Аэрофлота» сидят кинокритик Антон Долин, художник Андрей Бильжо, режиссер Илья Хржановский (сын) и другие достойные творческие люди. Они смотрят сам «Нос» на экранах, вмонтированных в кресла перед ними, фильм иногда перебивает новостная хроника с участием Путина и Мединского, историческая — со Сталиным (про него здесь показывают целый ситком, но не смешной, а грустный и страшный) — и так далее.

Понятно, зачем Хржановский так замысловато рифмует сегодняшние съемки в современном авиалайнере и воспроизведенную анимационными средствами историческую хронику. Настоящий сюжет из жизни Шостаковича, который пострадал за свою прорывную работу, и выдуманный гоголевский, где человеческий нос сам становится чиновником и петербургским воротилой. Противостояние государства и искусства, веками разоблачающего пороки власть предержащих, не закончилось, оно продолжается, и страдают всегда авторы и художники, не имеющие защиты, по мнению тоталитарных государств, якобы замышляющие против правителей коварный заговор (отсюда и второе название фильма). В конце в небо взлетают самолеты, которые по аэрофлотовской традиции названы в честь разных великих, и у Хржановского это имена мучеников и узников совести от науки и искусства — Варлама Шаламова, Александра Солженицына, Николая Вавилова и других.

Зачем Хржановскому все это разнообразие изобразительных средств? Прежде всего, таков его режиссерский подход, он уже давно самым изысканным образом старается сочетать техники и даже разные виды искусства в своих мультфильмах. Скажем, «Долгое путешествие» 1997 года было сделано на основе рисунков Федерико Феллини, озвучено его постоянным сценаристом Тонино Гуэррой. «Полтора кота» и «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину» — из рисунков самого Иосифа Бродского. «Нос» же расширяет художественное пространство еще шире: здесь уже не различить толком, что цитирует Хржановский, остается лишь незамутненное ощущение соприкосновения с искусством во всех его проявлениях.

Вот почему так важно было показать «Нос, или Заговор "не таких"» на открытии фестиваля, чтобы его увидел весь российский киноисте​**ишмент. Хржановский создал в жанре анимации, который обывателями считается легким и даже детским, возможно, самое весомое и цельное художественное высказывание, почти идеальное кино о кино, с которого выходишь на ватных ногах. И, хочется надеяться, после такого напутствия о тяжкой доле творца в конкурсе «Кинотавра» этого года покажут по-настоящему мощную программу. Узнаем в самое ближайшее время.

Фильмы-призеры прошлых «Кинотавров» смотрите здесь

Ошибка

В этом журнале запрещены анонимные комментарии

Картинка по умолчанию